Дата: 13.11.2019 год |
|
||
Раздел (сквозная тема): |
В контексте сквозной темы «Время». |
||
Тема урока: |
Синонимы и антонимы. Экономное использование времени. |
||
Цели обучения, которым посвящен урок: |
3.1.4.1 - участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы 3.2.2.1 - различать синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова и использовать их в речи; понимать прямое и переносное значение слов из контекста, устойчивые сочетания слов 3.3.8.1 - различать имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги и союзы; определять их роль в предложении |
||
Развитие навыков: |
1.4 Участие в диалоге с соблюдением речевых норм в зависимости от ситуации общения 2.2 Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте 3.8 Соблюдение грамматических норм |
||
Предполагаемый результат: |
Все учащиеся: знают что такое синонимы, антонимы, используют их в речи; участвуют в диалоге, Большинство учащихся: Участвуют в диалоге, определяют основную мысль стихотворения. Используют в речи синонимы и антонимы при составлении высказывания. Дополняют предложения словами-синонимами соответственно лексическому значению. Некоторые учащиеся: Составляют высказывания об экономном расходовании времени. Приводят свои примеры синонимов и антонимов. Объясняют смысл высказывания. ОУ: подбирают слова синонимы к данным, дополняют предложение соответствующими словами. |
||
Языковая цель
|
Основные термины и словосочетания: Многозначные и однозначные слова, синонимы и антонимы, слова одинаковые по написанию, но разные по значению, экономия времени, режим дня. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопросы для обсуждения: -Как экономно использовать время? -Какие слова называются синонимами? -Для чего нужны синонимы в тексте? -Как называются слова с противоположным значением? |
||
Материал прошедших уроков: |
Слово. Значение слова. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Высказывание. |
||
Ход урока: |
|||
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|
0-3 мин |
Создание положительного эмоционального настроя: Прозвенел уже звонок, начинается урок. И на партах все в порядке: ручки, книжки и тетрадки. Я думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки. А теперь поприветствуем друг друга. Тренинг «Дрозд» Ты дрозд, я дрозд. У тебя нос, у меня нос. Мы с тобой два друга, любим мы друг друга. |
Настрой на урок |
|
Середина урока 4-5 мин
6-9 мин
10-18 мин
19-20 мин
21-24 мин
25-32 мин
33-37 мин
|
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание - Как вы сейчас назвали друг друга? Как сказать по другому? Друг – товарищ, приятель. Как называются такие слова? (близкие по значению) Отгадайте загадку Далеко мой стук слышится вокруг. Червякам я враг, а деревьям друг. (Это дятел.) Враг – друг. (противоположные по значению) Сегодня на уроке мы научимся: различать синонимы, антонимы, и и пользовать их в речи; различать имена существительные, прилагательные, глаголы. Минутка чистописания: «Делу время – потехе час». Работа с пословицей по плану: 1) Чтение пословицы. 2) Объяснить значение непонятных слов. 3) Выяснить смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит? 4) Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. Работа над лексической темой урока (К) Чтение стихотворения В. Степанова упр. 1 Заучивание наизусть, письмо по памяти. Подчеркнуть слова с противоположным значением. (П) Участие в диалоге, определение основной мысли стихотворения, чтение советов по экономии времени, дети добавляют свои высказывания, используя слова для справок. Работа с правилом стр. 18 Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию, называются синонимами. Слова, противоположные по значению, называются антонимами. Физминутка «Топайте – хлопайте» Если я называю пару синонимов – вы хлопаете, если услышите антонимы – топаете. Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ. больной - здоровый, правда - честность, вежливый - грубый, храбрый – смелый, трусливый - отважный, трудиться - работать, находить - терять, пачкать – марать, экономить – беречь. Работа в группе. Подобрать слова синонимы к словам. Кушать Работать Обманывать Большой Холодный Маленький Воин Веселье Друг (П) Работа с текстом. (В,С) С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки. (Дети, малышей, детворе) Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов? (нужно использовать синонимы) Синонимы обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе. Замените слова в предложениях подходящими синонимами, используя слова для справок. (П) Работа с текстом. (А) Забрели козёл да баран в глухой лес травки пощипать. Бродили, бродили да заблудились. Зашли в густую чащу. А там под деревом волки обед готовят. Забрались козёл и баран на дерево. Вдруг баран сорвался с макушки и упал прямо на волков. Испугались волки и убежали без оглядки. Слова-помощники: ходили, пошли, поесть, забрели, варят, потерялись, влезли, сломя голову, умчались. ОУ: Работа с предложением. По дороге шёл (пожилой, старый) человек. Лошадь (пожилая, старая), на ней нельзя ездить. На столе лежал (жирный, толстый) словарь. Мама приготовила очень (жирный, толстый) плов. Вывод: Синонимы служат для повышения выразительности речи и позволяют избежать повторов. Работа в группе. Подобрать к словам антонимы. Кушать Работать Обманывать Большой Холодный Маленький Воин Веселье Друг (Г) Работа с пословицами. Кто хочет много знать, тому надо …. (мало) спать. Время не деньги, потеряешь - не найдёшь. Ученье - свет, …. (неученье) - тьма. Мир строит, война ……. (разрушает). |
Учебник
Учебник
|
|
Конец урока 37-40 мин
|
Итог урока. Рефлексия. «Да-нетка» Антонимы – это слова, близкие по значению. (-_) Синонимы – это слова близкие по значению. ( +) Слова с противоположным значением называются синонимами. (-) Слова, близкие по значению, называются антонимами. (- ) Слова ДРУГ и ВРАГ – это синонимы. (-) Слова ДРУГ, ТОВАРИЩ – синонимы. (+) Рефлексия «Дерево успехов» - все удалось; - неплохо поработал, но что-то не совсем получилось; - сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь. Д/задание: стр. 18-19 правило, упр. 3 |
Самооценивание |