Логопедическая служба в школе.
Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно-речевого процесса в школе.
Нарушение речи – распространённое явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.
Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и школы. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с родителями и учителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия. К сожалению, в помощь логопеду нет методических пособий по такой работе, но она необходима всем.
Традиционными формами этой работы являются выступления на педагогических советах, учительских конференциях, родительских собраниях. Родители и учителя знакомятся с основными вопросами психологии и педагогики, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
Кроме того, логопед организует:
- учебно-научные конференции;
- лектории для микрогрупп родителей;
- методические объединения для учителей начальной школы;
- индивидуальные консультации;
- обзоры литературы для родителей и детей.
Взаимодействие логопеда с родителями.
Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией логопеда. Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся, ты и я, то вместе мы победим болезнь». Логопед также делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе – я, ученик и его родители – легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Только в таком случае возникает эмоционально положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи.
Анализ накопленного опыта показывает, что наряду с родителями, активно сотрудничающими со школой, нередко встречаются такие, которые считают своё участие в деле воспитания невозможным и ненужным. Многие из них ссылаются на занятость, отсутствие специальных знаний.
Ознакомление родителей со специальными методами и приёмами коррекции устной и письменной речи, а также их обогащение психологическими знаниями об индивидуальных особенностях ребёнка может осуществляться на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на консультациях с учителем, в форме письменных домашних заданий, разнообразных памяток. Например, при назначении ребёнку массажа оральной мускулатуры родителей обучают простейшим упражнениям. Используются поглаживающие, поколачивающие, вибрационные движения, активизация щёчных мышц, круговой мышцы рта, продольных и поперечных мышц языка.
Целями подобного обучения являются реализация программы социальной адаптации семьи, а также сохранение непрерывности курса логопедической работы.
На консультациях и в беседах с родителями логопед выясняет, в чём они испытывают затруднения. Можно назвать наиболее характерные ошибки и недочёты родителей при работе над устной и письменной речью детей:
- адаптация к неправильной речи ребёнка;
- многократные повторения одних и тех же упражнений;
- незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков;
- недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления;
- монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций;
- частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт;
- незнание индивидуальных особенностей ребёнка.
Правила эффективного взаимодействия.
Очень важным представляется определение каждым логопедом стиля и тона отношений с родителями. В основе любого подобного общения должны быть определены правила.
· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
· Если есть профессиональная необходимость поделиться конфиденциальной информацией, родителей необходимо поставить об этом в известность!
· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
· Если вы в чём-то некомпетентны, вам следует извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией в другое место!
Взаимодействие логопеда с учителями.
Логопед должен объяснить учителям, что ошибки у детей с нарушениями речи в основном делятся на два вида.
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуски, перестановки, не дописывание букв и слогов;
- наращивание слов лишними буквами и слогами;
- искажение слов;
- слитное написание слов, их произвольное деление;
- неумение определить границы предложения в тексте;
- слитное написание предложений;
- замена одной буквы на другую;
- нарушение смягчения согласных.
2. Ошибки, обусловленные лексико-грамматической стороной речи.
Коррекционно-развивающую работу учитель проводит по следующим направлениям:
- развитие сенсомоторных функций;
- формирование кинестетических основных артикуляторных движений;
- активизация познавательной деятельности;
- расширение, обогащение словаря;
- становление лексической и грамматической стороны речи.
Повышению результативности коррекционной работы способствуют различные методы: игры с мячом, сказочные сюжеты, рисунки, настольно-печатные игры, мозаики, пейзажные картины, физкультминутки, игры-инсценировки.
Принципы успешной работы учителя.
· Создайте для ребёнка режим работы, соответствующий выражению: «Меньше шести уроков в день, меньше тринадцати учеников в классе, больше одного учебника для занятий».
· Начало обучения связывайте с радостью и удовольствием.
· Если хотите чтобы, вас любили, будьте открыты любящим детям.
· Если хотите, чтобы вас принимали таким, каковы вы есть на самом деле, стремитесь сопереживать ребёнку и ценить его.
· Если и вы делаете ошибки, будьте терпеливы к человеческой сущности ребёнка.
· Вы – строитель жизни, не стремитесь к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.
· Будьте в общении демократичным, терпеливым, мужественным.