Тема: Экослед.
Цель: создать условия для развития экологической культуры у младших школьников.
Задачи:
· продолжить работу над понятием «экология», особенностями её законов;
· формировать представления о взаимосвязи человека и природы;
· воспитывать активную нравственно, экологически грамотную личность (по отношению к окружающему миру: природе, социальной сфере, людям, самим себе).
Оборудование:
1. Компьютер, экран, проектор, презентация к уроку;
Ход классного часа.
1.Вступительная часть.
Чтение экологической сказки.
Сказка про репку.
Посадил дед репку, а она не растет. Позвал дед бабку. Она ему говорит: «Репку полить надо». Принес дед ведро воды на речки, а она серая, грязная. Позвали они внучку. А внучка им и говорит: «Нельзя такой водой поливать. В нашу речку завод спускают. А очистные сооружения завод еще не построил». Принесла внучка воды из родника и полила репку.
Ждут дед с бабкой, а репка не растет. Решили они землю порыхлить, позвали Жучку. Стала Жучка лапами землю рыхлить и вытащила пакеты, бумажки, бутылки. Устала Жучка, позвала кошку. Стали они вместе мусор убирать. Тут и репка стала расти.
Пробежала мышка, нарисовала плакаты : «Не мусорить!», «Не засорять!»- и поставила возле репки и речки. А осень репка выросла большая – пребольшая, и все ее дружно съели.
-Как вы думаете, для чего я прочитала вам эту сказку?
-Как вам кажется внучка была права, что нельзя поливать серой неочищенной водой репку? Почему?
-А почему репка начала расти после того когда мусор был убран?
-Зачем мышка нарисовала плакаты?
– Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе
Лес.
Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.
2. Основная часть.
Кадр 1 Лес
– Жил был лес.
Кадр 2 Птицы
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.
Кадр 3 Звери
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.
Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)
Кадр 4 Человек
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
Кадр 5 Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
Кадр 6 Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
Кадр 7 Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
Кадр 8 Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
Кадр 9 Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
Кадр 10 Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
Кадр 11
Учитель
– Почему в лесу никто не живет?
Ученик
– Человек разрушил жизнь леса.
Учитель
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
Ученик
– Экология.
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель
– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
Экологические связи.
В природе все взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть всегда хорошо продумано. Если люди не продумают заранее свои поступки в природе, они могут нанести ей очень большой вред.
Очень нагляден пример Китая, где решили избавиться от воробьев, но не учли, что эта птица в разные периоды может приносить и пользу, и вред человеку. Черногрудые воробьи в течение весны и начала лета добросовестно уничтожают на полях большую часть насекомых: жука – долгоносика, гусениц и т.д. Но они же после вывода птенцов собираются в огромные стаи и наносят большой ущерб сельскому хозяйству, поедая немалую часть урожая пшеницы, ячменя, проса, овса. Поэтому через несколько лет после поголовного уничтожения воробьев произошло катастрофическое размножение насекомых – вредителей, которые стали наносить еще больший ущерб урожаю зерновых.
Кадр 12
Учитель: сорока принесла нам лесную почту.
Сюда часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.
Письмо №1
Ребята играли в лесу. Девочки нарвали букеты лесных цветов, сплели себе венки на голову. Мальчики обнаружили под деревом муравейник и стали палками разрушать его. Им было интересно, как живут муравьи.
Как вы оцените действия ребят?
Письмо №2
Олег с бабушкой гуляли по лесу. Мальчик побежал на лесную полянку, остановился и стал бить
прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
- А я и не знал об этом.
Что сказала бабушка внуку?
Письмо № 3
Катя и Петя гуляли в лесу. Вдруг в зарослях кустарника они увидели птичье гнездо. Птенцы открывали свои клювики и пищали. Мамы птенцов в гнезде не было. Петя схватил одного птенца из гнезда и стал его рассматривать. Как вы оцените поступок Пети?
Правила поведения в природе.
Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.
Не похожи ли вы на мальчика из стихотворения?
Дикарь в лесу.
Хозяйка – белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко
Стал гнуть орешину – сломал.
Зажал под мышкой ветки,
Нашел один орех, сорвал,
Сорвал второй и третий.
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белочке смотреть
На это было больно.
Какие правила нужно выполнять в лесу?
3. Заключительная часть.
Кадр 13 Звери в лесу
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь
Я думаю каждый из вас должен запомнить правило:
Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.
Задание
Заполни анкету.
Цель: выявление материала для дальнейшей работы.
1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?
– Природу;
– Сказки разных народов.
2. Кому приносит вред дым из труб заводов?
– самолётам;
– всем живым существам.
3. Какую книгу называют “Красной?”
– атлас мира;
– книгу редких животных и растений.
4. Где животные могут не бояться охотников и человека?
– в заповеднике;
– в цирке.
5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу?
– в берлогу медведя;
– в мусорный бак или забирать с собой.